|
Весна, лето,
осень, зима... и снова весна
Оригинальное название: Bom
yeorum gaeul gyeoul geurigo bom
Производство: Южная Корея
- Германия
Режисер: Ким Ки Дук
В главных ролях: O Янг-су,
Ким Чон-хо, Сео Че-кун, Ким Янг-мин, Ким Ки
Дук
Дата выхода: 2003 год
Жанр: драма
Продолжительность: 103
минуты
Любительский русский перевод
Описывать притчу - все равно что
рассказывать о красоте женщины. Указывая
длину ног или изящность кончиков пальцев,
можно добиться лишь антропометрического
ощущения, но никак не тактильного. Так и с
последней лентой Ким Ки-дука - ее очень
сложно описать, можно лишь прочувствовать
красоту.
Ким Ки-дук снял
удивительный по красоте фильм,
напоминающий "Самсару" Пана Налина
и совершенно не кровожадный, как его
предыдущие ленты. Ким не ушел от любимой
сцены секса на пляже, хотя в "Весне..."
она смотрится совсем иначе. Все в фильме
тягуче, чуть-чуть грустно, но не скучно.
Поневоле проникаешься буддистскими
ценностями, хотя в реальности и для самого
режиссера они очень далеки. Ким Ки-дук даже
дебютировал на экране в последнем
фрагменте фильма, пусть и прикрываясь
словами о "больных актерах". Не думаю,
что ему стыдно - многие образы из ленты, как,
например, ледяной Будда или пагода на озере,
оставляют в душе приятный след и фильм,
несмотря на простоту задумки, - чудесный.
Далеко-далеко от
людей, в плавающей по горному озеру пагоде
живут два монаха: старик и мальчик. Сначала
мальчику не более 6 лет, он играет, помогает
монаху собирать лечебные травы, а когда не
может исправить своих ошибок, громко
плачет навзрыд – это весна. Потом, юношей
лет 16-ти, он познает девушку, любовь,
безысходность разлуки и уходит от
наставника – это лето. Мужчиной лет 25-ти он
совершает убийство и ищет укрытия у монаха
– это осень. Но возвращается в опустевшую
пагоду уже лет 45-ти, чтобы начать новую
жизнь монаха и самому принять младенца-сироту
– это зима. И когда наступит следующая
весна, другой мальчик будет бегать по горам
вдоль озера и помогать монаху – будет
снова весна и круг замкнется.
Неожиданно
спокойным, неспешным, немногословным (в
каждой новелле герои произносят
действительно с десяток фраз) и совсем не
похожим на прежние получился этот фильм
Ким Ки-дука. И неожиданно красивым: пагода
дрейфует от берега к берегу, деревья
отражаются в глади озера, монах вырезает
ножом иероглифы на полу пагоды, ворота на
дороге к озеру стоят прямо в воде и
открываются, впуская нас в каждую из новелл.
И неожиданно символичным: летом с героями в
пагоде живет петух, осенью – кот, зимой
опустевшую пагоду обживает змея.
Здесь нет фирменных
в кинореальности Ким Ки-дука шокирующей
жестокости и беспощадного абсурда.
Оказалось, что «радикальный режиссер» не
боится говорить о смысле жизни в традициях
восточной философии (тут вспоминаются «Куклы»
Такеси Китано – может, это свойство
восточных режиссеров?) и похоже, считает
это своим долгом. Только делает это без
всякого мелодраматизма, слащавости и
назидательности. Старик-монах, например,
уходит из жизни не оставляя никаких
заветов: он уходит подступающей зимой, как
засыпает и уходит все живое, зная, что за
зимой будет и новый год, и новая жизнь.
Оказалось, что с разными актерами Ким Ки-дук
умеет работать невероятно внимательно и
чутко: маленький мальчик и в кадре остается
непосредственным, а сменяющие его мужчины
не просто похожи внешне, но и сохраняют его
наивный и требовательный взгляд. Кстати, «героя
в старости» Ким Ки-дук сыграл сам: «Я уже
пережил весну, лето и, возможно, осень. Дело
идет к зиме».
Осталось ли что-то от
прежнего Ким Ки-дука, жестокого и
беспощадного? Пожалуй, главное его умение
– наблюдать и рассказывать беспристрастно.
(c) Лера Бахтина,
Антон Константинов
В
комплекте с фильмом на диске:
Программа
BSPlayer
Вспомогательные
программы и кодеки Antifreeze, I3_codec
Заказать На главную
|